С 1 октября 2013 года общий срок государственной регистрации прав сокращен с 20 до 18 календарных дней. Также сокращен общий срок государственного кадастрового учета: постановка и снятие с учета объекта недвижимости, учет его изменений и учет части объекта недвижимости будут осуществляться в течение 18 календарных дней (ранее срок составлял 20 рабочих дней).
Сократить срок регистрации прав и постановки на кадастровый учет недвижимости стало возможным благодаря вступлению в силу 1 октября Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового умета объектов недвижимости» (далее - закон № 250 - ФЗ).
Со вступлением в силу закона № 250 - ФЗ сами процедуры государственной регистрации прав и постановки объектов недвижимости на кадастровый учет стали проще, а граждане и деловое сообщество получили дополнительные инструменты по защите прав собственности.
С 1 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», внесший существенные изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
1 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее - закон № 250-ФЗ), который вносит концептуальные изменения в федеральные законы: «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ и «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации право распоряжения земельным участком принадлежит его собственнику. В частной собственности находятся земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренными законодательством. От имени собственника право распоряжения земельными участками государственной и муниципальной собственности предоставлено органам государственной власти и органам местного самоуправления. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют свои права на предоставленных земельных участках в той мере, в какой это установлено законодательством.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Не допускается также распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Арендатору земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, предоставлено право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, а также если договором аренды земельного участка не предусмотрены другие условия, ограничения или запреты.
Самовольной является такая уступка (передача) права пользования, при которой собственник, владелец, арендатор передали это право другому лицу, не оформив его переход юридически, а в ряде случаев - не получив соответствующего разрешения. Самовольная уступка права пользования земельным участком является незаконной сделкой со стороны пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков за совершение которой в соответствии со статьёй 7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Назначение административного наказания за самовольную уступку права пользования земельным участком не освобождает лицо, допустившее это нарушение, от обязанности устранить допущенное нарушение.
Протоколы об административных нарушениях в отношении лиц, допустивших самовольную уступку права пользования землёй, уполномочены составлять и рассматривать должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.
Уважаемые заявители!
Государственная регистрация прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, ранее поставленный на государственный технический учет органом технической инвентаризации (БТИ), в настоящее время не требует от заявителя предоставления кадастровых паспортов объектов недвижимости. Данное решение было принято в соответствии с поручением руководителя Росреестра Натальи Антипиной и направлено на уменьшение количества процедур для заявителей и сокращение сроков оказания услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учёту.