На каникулах дети зачастую предоставлены сами себе. Различные виды падений, столкновения, удары, а нередко и дорожно-транспортные происшествия, преступления и правонарушения с участием несовершеннолетних происходят из-за отсутствия контроля со стороны взрослых или по детской шалости.
В данный период увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей, управляющих скутерами (мопедами) в связи с этим необходимо помнить, что в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации управлять транспортным средством рассматриваемой категории при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 16-ти лет. Кроме того, пунктом 24.8 Правил дорожного движения запрещается двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.
Скутер (мопед) является неустойчивым транспортным средством и, как следствие, источником повышенной опасности. Современные модели скутеров могут развивать высокие скорости, от чего они теряют манёвренность, а юный водитель становится совершенно незащищённым от травм при авариях. Законным представителям подростков следует знать, что зафиксированные инспекторами ДПС нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации несовершеннолетними водителями скутеров, мопедов рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Разрешая своим детям, не достигшим 16-ти летнего возраста, управлять скутерами (мопедами), в том числе без мотошлема, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что возраст уголовной и административной ответственности для подростков в России наступает с 16 лет, однако, если подросток по достижении 14 лет совершил преступления, указанные в части 2 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (например, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, угон, изнасилование, кража, вандализм и другие), то он может быть привлечён к уголовной ответственности.
К несовершеннолетним правонарушителям, в отношении которых уголовное дело не возбуждено или уголовное преследование прекращено в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, применяются меры профилактического характера, в отношении них рассматривается вопрос о постановке на профилактический учет, а материалы доследственных проверок в отношении них направляются для рассмотрения в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. По результатам рассмотрения Комиссией принимаются меры профилактического характера, в соответствии с Положением о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» постановлением правительства Республики Алтай от 06.06.2014 № 161 утвержден Порядок предоставления гражданам проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Согласно данному Порядку единовременные денежные выплаты производятся, в том числе, в целях оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также в целях оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей на человека).
За предоставлением денежных выплат следует обращаться в органы местного самоуправления с заявлением в письменной форме с указанием вида денежной выплаты. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие личность заявителя, а также документы, подтверждающие факт постоянного проживания по месту жительства заявителя и членов семьи в зоне затопления.
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, гражданин вправе обратиться в Чемальский районный суд по месту жительства с заявлением о признании пострадавшем и имеющим право на получение единовременной выплаты и обязании администрации сельского поселения включить в список граждан, нуждающихся в оказании материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества. В заявлении должны быть приведены доказательства, подтверждающие фактическое проживания по месту затопления (справка сельской администрации, выписка из похозяйственной книги, подтверждение соседей и т.д.), владения и пользование земельным участком и жилым домом, пострадавшем в результате наводнения.
Также разъясняется, что граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о внесении в список граждан, нуждающихся в единовременной материальной и финансовой помощи, составлении акта обследования утраченного имущества первой необходимости.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Граждане указанной категории вправе обратиться в прокуратуру района для защиты их прав в судебном порядке.
Прокуратурой Чемальского района по результатам проверки исполнения законодательства о соблюдении жилищных и иных социальных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что приказами директора БУ РА «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» утверждены состав жилищной комиссии и по опеке и попечительству над несовершеннолетними, Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно требованиям закона предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляет уполномоченный Правительством Республики Алтай исполнительный орган государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан – Министерство труда и социального развития Республики Алтай и на основании приказа от 07.11.2013 №П/238 – БУ РА «Управление социальной защиты населения Чемальского района».
Таким образом, создание БУ РА «Управление социальной защиты населения Чемальского района» указанных комиссий, утверждение Положений о данных комиссиях и Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным.
Прокурор района опротестовал данные нормативные акты. В настоящее время протесты рассмотрены, незаконные нормативные акты отменены.
Прокурор Чемальского района принял участие в рассмотрении заявления о лишении родительский прав М. в отношении несовершеннолетней дочери 2002 г.р. и взыскании алиментов на ее содержание.
В судебном заседании установлено, что М. в период с ноября 2007 года по сентябрь 2013 года отбывала наказания в местах лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и после освобождения написала заявление об отказе от воспитания дочери. На протяжении всего времени М. не исполняет родительские обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребенка, не интересуется ее здоровьем, физическим и психическим развитием, не работает, не имеет постоянного места жительства, проживает с сожителем в антисанитарных условиях. Ответчица исковые требования признала в полном объеме.
С учетом антисанитарных условий проживания ответчицы, отсутствия желания и средств воспитывать дочь, а также наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетней при возвращении к матери, учитывая интересы несовершеннолетней прокурор района дал заключение о наличии оснований для удовлетворении исковых требований, лишении М. родительских прав в отношении дочери и взыскании алиментов на ее содержание.
По результатам проверки исполнения лесного и водного законодательства прокурором Чемальского района в деятельности ООО «Ирбис Алтая», ИП Могулчиной Э.Я., ООО «Алтайбизнес», ООО «Салют», ООО «Мерген» выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии устройств противопожарных минерализованных полос по периметру участков, захламлении прилегающей территории мусором и создании препятствий свободного доступа к береговой полосе реки Катунь.
В связи с этим, прокурором района в Чемальский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к вышеуказанным юридическим и физическим лицам направлены исковые заявления о понуждении в рамках арендуемых земельных лесных участков устранить нарушения законодательства о пожарной, санитарной безопасности.
В добровольном порядке требования прокурора выполнены ООО «Ирбис Алтая», ИП Могулчиной Э.Я., ООО «Алтайбизнес», в связи с чем, Чемальским районным судом производства по указанным делам прекращены.
Судебные заседания в отношении ООО «Салют», ООО «Мерген» отложены в связи с неявкой в заседание.