Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов спорта, которыми устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества, комплексов недвижимого имущества, в том числе спортивных сооружений, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, относящихся к сфере деятельности Минспорта России, включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта спорта возлагается на лиц, являющихся собственником объекта или использующих его на ином законном основании.
В приложении приводится форма паспорта безопасности объектов спорта.
Разъяснение подготовлено заместителем прокурора района Даниловой Ю.В. с использованием материала «КонсультантПлюс»
Органы прокуратуры как субъекты административного процесса
Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.
Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе:
- возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
- приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения.
Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.
Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении связано с его полномочиями по возбуждению дел.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10 Закона). В связи с этим прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях , та и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.
Право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ.
Протест может быть принесен на судебные акты, в том числе, которые не разрешают дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).
Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест. В их числе вышестоящие должностные лица, судебные и иные органы.
На постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы жалоба и протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятидневный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ), а также по ходатайству прокурора, принесшего протест, о чем разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта РФ в случаях несоответствия указанных решений процессуальным требованиям, установленным статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
Разъяснение подготовлено заместителем прокурора района Даниловой Ю.В. с использованием материала «КонсультантПлюс»
У меня имеется задолженность перед банком. Мне стали поступать звонки с угрозами от сотрудников коллекторского агентства, которому банк переуступил мою задолженность. Банк меня не ставил в известность о переуступке задолженности. Законны ли действия банка и коллекторского агентства?
С 1 июля 2014 года в законную силу вступил Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Положениями данного закона закрепляется право кредитора передать долги третьим лицам (коллекторам), если запрет на это не прописан в договоре. При уступке прав по договору потребительского кредита (займа) кредитор вправе передавать персональные данные заемщика и лиц, предоставивших обеспечение по договору потребительского кредита (займа), в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных. При этом лицо, которому были уступлены права (требования), обязано обеспечивать конфиденциальность и безопасность указанных данных и несет ответственность за их разглашение.
Кроме того, закон запрещает непосредственное взаимодействие кредиторов или коллекторов с заемщиком или третьими лицами, направленные на исполнение обязательств досрочно, а также непосредственное взаимодействие и взаимодействие посредством СМС-сообщений в рабочие дни с 22 до 8 часов и в нерабочие дни с 20 до 9 часов по местному времени по известному месту жительства заемщика или третьих лиц.
Также закон вводит административную ответственность за нарушение законодательства РФ о потребительском кредите (займе) при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа), - ст. 14.57 КоАП РФ.
Кроме того, с 1 июля 2014 года вступили в силу поправки, внесенные законодателем в ст. 382 Гражданского кодекса РФ.
Так, новым для ст. 382 Гражданского кодекса РФ является возможность признать сделку по уступке требования (долга) недействительной, если договором был предусмотрен запрет уступки. Исковые требования могут быть заявлены должником только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о запрете.
Договорный запрет не будет распространяться на случаи продажи прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В новую редакцию ст. 382 Гражданского кодекса РФ включены требования о необходимости солидарного возмещения первоначальным кредитором и новым кредитором должнику - физическому лицу расходов, вызванных переходом права в ситуации, когда уступка была совершена без согласия должника.
Однако необходимо учитывать, что положения указанного Федерального закона и новые положения ст. 382 Гражданского кодекса РФ применяются к договорам потребительского кредита, заключенным после 01.07.2014.
Ранее банки также активно пользовались возможностью переуступить своё право (требования) по договору потребительского кредита третьим лицам, опираясь на положения ст. 382 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 382 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.07.2014, для перехода к другому лицу прав кредитора не требовалось согласие должника. Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор нес риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий.
Таким образом, действия банка по передаче права требования долга по кредитному договору третьим лицам (коллекторскому агентству) соответствуют требованиям закона.
Однако, банк должен был письменно Вас уведомить о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Если письменное уведомление от банка Вами получено не было, необходимо получить такой документ в банке, а также выписку со счета, из которой будет видно все движение денежных средств и окончательный размер долга.
В том случае, когда банк передал коллекторам долг после истечения срока исковой давности (3 года), можно самостоятельно обратиться в мировой суд по месту своего жительства с требованием о снижении (отмене) неустойки (штрафа) в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволит существенно снизить (отменить) размер задолженности.
По вопросу поступления в Ваш адрес угроз от сотрудников коллекторского агентства необходимо обращаться с соответствующим заявлением в орган внутренних дел по месту совершения противоправных действий.
Разъяснение подготовлено заместителем прокурора района Даниловой Ю.В. с использованием материала «КонсультантПлюс»
Каковы основания для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, и транспортных средств?
Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются: выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту дорожно-патрульной службы.
Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются: ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.
Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются: установленные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренныхстатьями 8.23, 12.5 КоАП РФ, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.
Разъяснение подготовлено заместителем прокурора района Даниловой Ю.В. с использованием материала «КонсультантПлюс»
Возможность участвовать в гражданских правоотношениях возникает у физических лиц при наличии одновременно двух условий: правоспособности и дееспособности.
Дееспособность предполагает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них). Гражданин при этом должен понимать значение своих действий, управлять ими и предвидеть их результат. Наступает дееспособность по достижении совершеннолетия - 18 лет (ст. 21 Гражданского кодекса РФ).
В силу болезни, преклонного возраста или психического расстройства человек может утратить возможность понимать значение своих действий, руководить ими, в связи с чем возникает необходимость в признании его недееспособным, что бы он не причинил вред себе и окружающим.
В силу статьи 29 ГК РФ признание гражданина недееспособным допустимо только по решению суда при наличии психического расстройства (медицинского критерия), установления факта невозможности осознавать свои действия и неспособности руководить ими (юридического критерия).
Дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органов опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Заявление подается в суд по месту жительства гражданина либо по месту психиатрического или психоневрологического учреждения, в котором он находился на лечении. Для определения характера и степени психического расстройства гражданина судья обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК РФ). В случае уклонения гражданина от прохождения данной экспертизы суд выносит решение о направлении гражданина на экспертизу в принудительном порядке.
Гражданский процессуальный кодекс подразумевает презумпцию дееспособности лица, это значит что, пока не вынесено соответствующее решение суда и пока оно не вступило в силу, любое лицо признается дееспособным. Поэтому на заявителе лежит обязанность доказать наличие обстоятельств, которые свидетельствуют о недееспособности соответствующего гражданина.
Признание гражданина недееспособным в судебном порядке требует присутствия в судебном заседании органов опеки и попечительства, а также прокурора. Участие представителей указанных органов обусловлено необходимостью назначения недееспособному лицу опекуна или попечителя.
Для гражданина, признанного недееспособным, наступают определенные правовые последствия. Так, он не может вступить в брак, в то же время расторжение брака допустимо в упрощенном порядке, он лишен возможности усыновления детей, избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом и отвечать по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.
В случае выздоровления гражданина ГПК РФ предусматривает порядок признания его дееспособным. Для этого требуется устойчивое улучшение психического состояния лица, заключение судебно-психиатрической экспертизы об изменениях в психическом состоянии гражданина.
Таким образом законодательством урегулированы правовые ситуации, при которых гражданин, оказавшись в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаясь в помощи, может быть защищен установленными законом способами.
Разъяснение подготовлено заместителем прокурора района Даниловой Ю.В. с использованием материала «КонсультантПлюс»