Участники круглого стола в лице представителей законодательного и исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и научного сообщества обсудили вопросы организации обращения с отходами в Республике Алтай и отмечают следующее.
Несмотря на принятые в последнее время меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, заметного улучшения ситуации в сфере обращения с отходами не произошло. Более того, развитие туристской и строительной отраслей, а также ликвидация полигонов твердых бытовых отходов в наиболее крупных населенных пунктах республики (г. Горно-Алтайск, с. Майма) привело к замусориванию водоохранных зон рек и лесных массивов.
Источниками образования отходов производства на территории республики являются предприятия различных отраслей народного хозяйства, а основным источником образования отходов потребления – жизнедеятельность местного населения, а также некоторые учреждения образования, здравоохранения, объекты рекреации и пр. Ежегодно в Республике Алтай образуется свыше 400 тыс. тонн отходов.
В настоящее время в Республике Алтай имеется всего лишь 6 объектов размещения отходов производства и потребления, которые включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (передача отходов на остальные объекты является незаконной).
Обустройство большинства объектов размещения отходов не соответствует действующим санитарным нормам и правилам содержания полигонов для твердых бытовых отходов. На них не организованы санитарно-защитные зоны, нет систем защиты окружающей среды. Их территории, за редким исключением, не обвалованы, не ограждены лесозащитными полосами, не оборудованы гидроизоляцией. Практически на всех свалках не предусмотрен отвод талых и ливневых вод. Отходы на ряде свалок эпизодически горят, на них нередко пасется домашний скот.
Накопление отходов производства и потребления, невозможность их своевременной утилизации влечет причинение ущерба окружающей среде и представляет угрозу здоровью населения Республики Алтай, наносит вред репутации республики как одного из самых экологически чистых субъектов Российской Федерации и снижает конкурентоспособность на рынке туристских услуг.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания считают необходимым рекомендовать:
- I. Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай:
- продолжить мониторинг федерального и республиканского законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, при необходимости внести изменения и дополнения в законодательство Республики Алтай;
- Правительству Республики Алтай:
- разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай проект закона Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области обращения с отходами;
- разработать и принять региональную программу в области обращения с отходами в Республике Алтай, в которой предусмотреть целевые показатели по утилизации отходов и созданию объектов по обращению с отходами.
- рассмотреть вопросы о необходимости сокращения сроков реализации предусмотренных Федеральным законом № 486-ФЗ этапов переходного периода, организации раздельного сбора отходов, созданию пунктов (заводов) по их переработке, увеличению финансирования на приобретение специальной техники, надлежащему обустройству и содержанию мест размещения отходов;
- при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год предусмотреть выделение финансовых средств на приведение полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствие санитарным нормам, а также рассмотреть вопрос о возможности финансирования расходов по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора в столице республики - городе Горно-Алтайске;
- разработать критерии оценки деятельности и ответственности глав муниципальных образований в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- обеспечить поэтапную реализацию проекта и строительство канализационной системы в селе Майма, начав с микрорайона «Березовая роща»;
- рассмотреть возможность стимулирования перехода крупных торговых сетей в Республике Алтай от пластиковой и полиэтиленовой упаковки к ее более экологичным видам;
- изучить возможности и перспективы использования отходов лесной промышленности в Турочакском и Чойском районах Республики Алтай;
III. Главам муниципальных образований в Республике Алтай:
- организовать работу по оборудованию полигонов ТКО в соответствии с санитарными правилами: провести обваловку, обеспечить регулярную изоляцию уплотненных слоев, провести санитарную очистку и благоустройство подъездных путей к полигонам ТБО; обеспечить проведение лабораторного производственного контроля состояния почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов воздуха;
- организовать работу по утилизации ТКО в малых населенных пунктах по упрощенной схеме (траншейная схема складирования ТКО);
- совершенствовать системы сбора отходов, их сортировки на стадии сбора и максимального использования в качестве вторичного сырья (прессование картона ПХВ и ПЭТ отходов с последующим вывозом в места переработки);
- организовать работу по разработке и утверждению схем сбора и утилизации твердых и жидких бытовых отходов;
- организовать работу по определению юридических лиц, ответственных за утилизацию отходов производства и потребления с оформлением лицензии на этот вид деятельности, определить источники и объемы финансирования на эти цели;
- активизировать работу административных комиссий по привлечению нарушителей правил санитарного содержания территорий к административной ответственности;
- усилить контроль проведения производственного лабораторного контроля на полигонах ТКО за состоянием почвы, атмосферного воздуха, грунтовых вод и поверхностных вод;
- усилить работу с населением по разъяснению и контролю выполнения правил благоустройства и содержания территорий;
- при условии наличия проблем в области организации полигонов твердых коммунальных отходов начать оформление земельных участков под строительство новых полигонов либо приведение в соответствие с действующим законодательством имеющихся отведенных мест для размещения, захоронения отходов;
- IV. Главам городского округа и сельских поселений в Республике Алтай:
- обеспечить выполнение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных мест и регулярный контроль за их исполнением;
- закрепить за представителями администрации, депутатского корпуса территории для организации ежедневного контроля за ходом уборки, благоустройства территорий, ремонтом фасадов зданий, обновлением рекламных вывесок;
- обеспечить составление протоколов за нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных мест и направление их в административные комиссии для рассмотрения;
- определить юридических лиц, ответственных за сбор, вывоз и утилизацию отходов производства и потребления, определить источники и объемы финансирования на эти цели, создать структуры по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения;
- обеспечить приобретение достаточного количества контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора;
- обеспечить устройство бетонированных площадок для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора;
- совершенствовать системы сбора отходов, их сортировки на стадии сбора и максимального использования в качестве вторичного сырья (прессование картона ПХВ и ПЭТ отходов с последующим вывозом в места переработки);
- обеспечить приобретение дополнительного специального автотранспорта для вывоза бытовых отходов и мусора;
- начать работу по разработке и утверждению Схем размещения контейнерных площадок и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных;
- принять меры по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарного законодательства, площадок для выгула собак;
- принять меры по недопущению переполнения контейнеров на территории города, захламлению крупногабаритным мусором (холодильники, мебель, строительные отходы);
- принять меры по реализации проекта и строительству канализационной системы в селе Майма в срок до 01.10.2018 г.
- V. Республиканским средствам массовой информации и районным газетам:
- размещать материалы по санитарной очистке территорий, пропагандировать положительный опыт санитарного содержания территорий.