1.Что такое административное обследование земельного участка?
Административное обследование объектов земельных отношений (земельного участка) является одним из способов осуществления систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства владельцами земельных участков и является одной из действенных мер по профилактике нарушений земельного законодательства.
2.Какой порядок проведения административного обследования?
Процедура осуществления административного обследования четко прописана на законодательном уровне. Порядок организации и проведения таких надзорных мероприятий установлена статьёй 8.3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации устанавливают Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251.
3.Кто имеет право проводить административное обследование?
Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).
4.Какие действия выполняются должностными лицами при осуществлении административного обследования?
Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне:
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- в государственном кадастре недвижимости;
- в государственном фонде данных;
- в информационных базах и архивах органов государственной власти и местного самоуправления.
Важным является то, что непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием инструментального исследования земельного участка при административном обследовании является визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.
5.Результаты административного обследования?
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений и орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют подконтрольному лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений или заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
При проведении такого вида надзорных мероприятий согласование в органах прокуратуры не требуется.
6.Как часто государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право проводить административные обследования объекта земельных отношений на одном и том же земельном участке?
Пунктом 11 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 (далее – Правила проведения административного обследования), установлено, что в случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, следующее административное обследование такого объекта земельных отношений может быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Объект земельных отношений, в отношении которого было проведено административное обследование, не выявившее признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, не может быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации (за исключением плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации, осуществляемых в рамках федерального государственного экологического надзора) в течение 3 лет со дня проведения административного обследования объекта земельных отношений.