Телефон вызова пожарных и спасателей для принятия экстренных мер по спасению людей и имущества - это первый и самый важный телефон, который должен знать каждый человек. Вовремя набрав телефон «01», с мобильного "101" вы можете спасти свою жизнь, жизнь ваших родных и близких.
Но часто этот номер становится инструментом для баловства. Каждые 3 минуты в Российской Федерации происходит один пожар и каждые 4 минуты поступает один ложный вызов.
Дети, не зная чем себя занять, развлекаются тем, что звонят по экстренным телефонам. Когда в школах начинаются экзамены, возрастает количество ложных выездов в школы. Однако проблема не только в детях – скорее в их родителях, которые детьми не занимаются. А ведь достаточно много и «взрослых» шутников.
Также очень часто ложные вызовы пожарных происходят в случаях, когда человек принимает за пожар дым от огневых работ, разжигаемых костров или водяной пар, кажущийся на расстоянии задымлением. Пожарные оперативно приезжают на место вызова, а никакого пожара нет. Но, в любом случае, лучше всегда вовремя позвонить в пожарную охрану, чем упустить время и позволить даже небольшому реальному возгоранию превратиться в беспощадное пламя, уничтожающее всё на своём пути.
За заведомо ложный вызов специализированных служб полагается административная или уголовная ответственность. Вызвав милицию, скорую помощь или пожарно-спасательные подразделения не основываясь на существенных причинах, человек, если ему исполнилось шестнадцать лет, выплачивает штраф. Если же он не достиг шестнадцатилетнего рубежа, дело передается в комиссию по делам несовершеннолетних, а вся административная ответственность налагается на его родителей.
Штраф за такую "шутку" колеблется от тысячи до десятков тысяч рублей. В сумму штрафа входят не только стоимость за топливо и амортизацию пожарных автомобилей, но и ущерб от реального пожара, на который пожарные не успели приехать вовремя, находясь на выезде по ложному сообщению. Ответственность за данные действия предусматривает статья 19.13. КоАП РФ: «Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000-1500 рублей».
«Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий» в соответствии со статьей 207 УК РФ наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Современные технические средства помогают без труда вычислить телефонных хулиганов и привлечь их к наказанию. Цена ложного вызова измеряется не только в денежном эквиваленте. В первую очередь за каждым вызовом сотрудников пожарной охраны стоит возможность спасения человеческой жизни или имущества. Помните - всегда есть шанс, что огненная стихия может коснуться и вас лично!
Чтобы не случилось беды правила пожарной безопасности должны знать все! Особенно важно научить безопасному поведению детей. Если взрослые люди знают и о потенциальной опасности любого возгорания, и о том, как следует вести себя при пожаре, то маленькие дети такой информацией просто не владеют, и при пожаре они часто оказываются беззащитны. По этой причине обучение детей правилам пожарной безопасности нужно начинать как можно раньше.
В сентябре - октябре 2015 года личным составом отдела надзорной деятельности по Майминскому и Чемальскому районам проведены уроки безопасности в девяти дошкольных образовательных учреждениях Чемальского района, а именно: проведены инструктажи с персоналом, детьми о мерах пожарной безопасности, действиях в случае возникновения пожара, тренировки по эвакуации людей из здания в случае возникновения пожара, показаны мультфильмы на противопожарную тематику детям. Общее количество персонала, принявшего участие в занятиях 45 человек, общее количество детей 197.
Уважаемые родители у большинства маленьких детей проявляется естественное любопытство к огню. Они хотят знать, как выглядит огонь и какие ощущения вызывает, что с ним можно сделать, и как он горит.
Играя со спичками, зажигалками или свечами, дети, включая самых маленьких, ежегодно вызывают тысячи пожаров в домах.
В большинстве случаев пожары, вызванные детьми играющими с зажигалками, спичками или пиротехникой, начинаются, как правило, в спальнях. Наиболее часто загораются матрацы и постельные принадлежности. Но более опасно другое – в случае пожара многие малыши стремятся забиться под кровать или спрятаться в шкаф, особенно если пожар начался по их вине. Поэтому родители необходимо выполнять нижеперечисленные правила:
- не оставляйте детей одних в квартире, доме !
- убирайте спички и другие зажигательные предметы в недоступные им места!
- не позволяйте детям самостоятельно использовать электро - и газовые приборы!
- любые игры детей с огнем должны немедленно пресекаться!
- Детям в возрасте младше пяти лет постоянно напоминайте «Не трогать!».
- Если ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнём, спокойно, но твёрдо объясните ему, что спички и зажигалки – инструменты, а не игрушки.
- Не используйте зажигалки как источник развлечения для ребёнка. Дети могут заняться поисками зажигалки, чтобы подражать Вам.
- Старших детей нужно учить, как безопасно пользоваться спичками и зажигалками.
- Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с зажжённой свечой. Не позволяйте подросткам держать свечи в своих спальнях.
Независимая оценка пожарных рисков
В Российской Федерации разработана и одобрена правительством Российской Федерации концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.
Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Российской Федерации.
Независимая оценка пожарного риска (Пожарный аудит) - это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.
Аудит пожарной безопасности или Независимая оценка пожарного риска - добровольная форма подтверждения того, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности.
Собственник или руководитель объекта имеет право выбора:
ждать прихода государственного инспектора пожарного надзора и как следствие акт и предписание
пригласить аккредитованную экспертную организацию и получить заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности от независимого эксперта
Аудит пожарной безопасности: независимая оценка соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности, которую проводят на основании договора между собственником объекта защиты и экспертной организацией, получившей аккредитацию в установленном законом порядке
Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее - собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее - экспертная организация). Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", - расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику.
В заключении указываются:
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Объекты защиты, на которых проведена оценка пожарного риска, в течение 3-х лет не включается в ежегодный план проведения плановых проверок, за исключением объектов защиты, эксплуатируемых организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности (в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере).
Заключение о соответствии, дает право руководителю и собственнику снять объект с учета пожарного надзора и не платить штрафные санкции.
Все эти права закреплены законодательством Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
2. Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 (ред. от 02.10.2009) "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска"
3. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (вместе с "Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска")
4. Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
В последние годы Правительством Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам пожарной безопасности. Разрабатываются и вводятся принципиально новые подходы современного технического нормирования в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, защиты жизни и здоровья граждан.
В частности внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», позволяющие собственникам зданий и сооружений более гибко подходить к нормированию систем обеспечения пожарной безопасности, не снижая при этом сам факт создания системы обеспечения пожарной безопасности.
Вместе с тем, государственной думой Российской Федерации приняты и действуют поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие жесткие, штрафные санкции за нарушения требований пожарной безопасности, в отдельных случаях до пятисот тысяч рублей.
Действующим законодательством надзор за соблюдением требований пожарной безопасности возложен на структурные подразделения МЧС России.
Вместе с тем, наряду с осуществлением Федерального государственного пожарного надзора, допускается оценивать систему обеспечения пожарной безопасности объектов защиты путем проведения независимой оценки пожарного риска, выполненные организациями, имеющими соответствующую аккредитацию в данной области.
Такая система оценки соответствия объектов защиты позволяет значительно снизить временные затраты руководителя организации на время проведения проверок надзорными органами, комплексно подойти к системе обеспечения пожарной безопасности конкретного здания, позволяет обоснованно, в тех или иных случаях, отступить от излишних требований пожарной безопасности, не оказывающих влияние на безопасность граждан.
Также на территории Сибирского Федерального округа внедряется опытная эксплуатация программного комплекса «Енисей», для проведения автоматизированных расчетов пожарного риска, с которой в настоящий момент можно ознакомиться на безвозмездной основе.
Перечень организаций, аккредитованных на право проведения независимой оценки рисков, опубликован на официальном сайте ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».